Головные боли у детей

Хроническая или рецидивирующая головная боль распространена у детей. Она возникает приблизительно у 40% детей к 7-летнему возрасту и у 75% к возрасту 15 лет. Большинство родителей, которые обращаются за помощью при наличии у ребенка головных болей, хотят удостовериться, что головная боль не вызвана серьезными причинами.

ПАТОГЕНЕЗ И ПАТОФИЗИОЛОГИЯ

Ощущение головной боли может возникать в следующих структурах:

  1. внутричерпные и внечерепные артерии, крупные внутричерепные вены или венозные синусы.
  2. черепные и спинальные нервы
  3. базальные мягкие мозговые оболочки.
  4. черепные и шейные мышцы
  5. внечерепные структуры, такие как назальные полости и пазухи, зубы, слизистые оболочки, кожа и подкожная ткань.

Мозг и большая часть мозговых оболочек, покрывающих выпуклую часть мозга и кости черепа, нечувствительны к боли. Боль, возникающая за счет черепной циркуляции и в супратентрориальных структурах, проводится в первую очередь через тройничный нерв и отражается в переднюю часть головы. Боль. возникающая в структурах задней черепной ямки, проводится в основном через первые три цервикальных нерва, отражаясь в затылочную часть головы и в шею, а также в область лба. Языкоглоточный и блуждающий нервы иннервируют часть задней черепной ямки, поэтому боль может иррадиировать в ухо или горло.

Имеется две основных гипотезы, касающиеся патогенеза мигрени. Сосудистая гипотеза предполагает, что вазоконстрикция приводит к ауре или фокальным неврологическим симптомам, а за ней следует болезненное расширение сосудов. Нейрогенная гипотеза предполагает, что афферентные импульсы, поступающие в ствол головного мозга, приводят к медленно распространяющейся депрессии кортикальных нейронов, за которой следует дилатация и воспаление черепной сосудистой сети, иннервированной тройничным нервом. Серотонин (5-гидрокситриптофан) играет сложную роль в данном процессе; агонисты и антагонисты к разнообразным подтипам серотониновых рецепторов проявили свое значение как в устранении симптомов острых приступов, так и в их профилактике.

КЛИНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Головная боль - симптом лежащей в основе патологии. Чтобы понять ее причину полезно охарактеризовать головные боли как изолированные острые, рецидивирующие острые, хронические непрогрессирующие или хронические прогрессирующие.

Впервые развившаяся острая головная боль

При ведении ребенка с впервые развившейся острой головной болью акцент делается на важность рассмотрения головной боли скорее как симптома, чем неврологического нарушения. Хотя головная боль может быть первоначальным проявлением мигрени, важно рассмотреть другие возможные причины. В одном из недавних исследований, наиболее распространенными причинами изолированных головных болей в отделении неотложной помощи были вирусное заболевание, синусит и мигрень. Спонтанное субарахноидальное или интрацеребральное кровоизлияние и остро возникшая гидроцефалия являются редкими причинами, но требуют немедленного оказания помощи. Черепная травма, менингит, синусит и периодонтит также требуют специфического лечения, но они обычно связаны с опредленными клиническими критериями.

Головная боль иногда может быть первоначальным проявлением артериальной гипертензии, поэтому следует измерить кровяное давление. Острое возникновение головной боли у здорового в остальном ребенка вполне может иметь место после незначительной травмы головы. У подростков в анамнезе часто имеется четкая связь между головной болью и спортивной или другой нагрузкой; данные головные боли обычно доброкачественные.

Рецидивирующие или хронические головные боли

Анамнез

Хроническая или рецидивирующая головная боль – распространенная патология в практике педиатра общего профиля. Характеристика проявлений головной боли является крайне важной для разработки дифференциального диагноза. В таблице 1 дается список вопросов, которые могут прояснить ситуацию. Важно особо спросить о возникновении неврологических симптомов перед головной болью, во время и после нее. Следует собрать общий анамнез, при этом особое внимание следует уделить всем пунктам, вызывающим подозрение на заболевание почек, сердца, синусов или зубов или предшествующую травму головы. Социальный анамнез и сведения об обучении особенно важны, так как это поможет выявить серьезную стрессовую ситуацию. Наконец, необходимо выяснить, как использовались в прошлом анальгезирующие препараты.

Таблица 1

ОЦЕНКА ГОЛОВНЫХ БОЛЕЙ ПО АНАМНЕЗУ
ВОПРОСЫ КОММЕНТАРИИ

ВОПРОСЫ

КОММЕНТАРИИ

Сколько различных видов

головной боли у тебя бывает?

Смешанная картина подразумевает мультифакториальную этиологию

Каким было течение головной

боли?

Попытайтесь охарактеризовать как острую, острую рецидивирующую, хроническую непрогрессирующую,

хроническую прогрессирующую

Можешь ли ты описать типичный эпизод?

Предваряет ли эпизод аура?

В каком месте болит?

Какая это боль?

Сколько продолжаются головные боли?

Как часто они возникают?

Насколько  они сильные? Мешают ли они повседневной деятельности?

Отмечается ли боль в животе, тошнота и/или  рвота?

Имеются ли фокальные неврологические симптомы?

Примеры: нарушения зрения, парестезии или слабость, возникающие перед головной болью, во время или после нее

Выглядит ли ребенок больным?

Дети с мигреневыми головными болями выглядят больными во время приступа

Что усиливает головную боль?

Виды деятельности, повышающие внутри­черепное давление (напр. кашель, наклоны)

Яркий свет или шум

Что помогает снять

головную боль?

 

Сон часто устраняет головную боль

Темная, тихая комната? Тряпочка, смоченная холодной водой, на лбу?

В какое время суток

возникает головная боль ?

Головные боли, которые будят ребенка,  могут  быть вызваны

повышенным внутричерепным давлением.

Боли, возникающие ближе к концу дня, могут быть вызваны

низкими уровнями глюкозы крови, провоцирующими мигрень

Можете ли вы выявить провоцирующие

факторы?

Головные боли связаны с учебной неделей или семестром?

Определенные виды пищи, недостаток сна, стресс, возбуждение, менструальный цикл, напряжение(физическое)?

Какие медикаменты и в каких дозировках вы использовали?

Был ли препарат подходящим? Была ли доза правильной? Был ли препарат использован правильно?

Имеются ли головные боли в семейном анамнезе?

Многие родители, страдающие мигренью, приписывают свои головные боли другим причинам (напр., головные боли за счет синусов). Попросите родителей описать свои головные боли. Были ли у них  головные  боли в более молодом возрасте?

Таблица 2.

Физикальное и неврологическое обследование ребенка с головными болями

Характеристика

Значение

Параметры роста

Хроническое заболевание может влиять на линейный рост.

Гипоталамо-гипофизарная дисфункция может нарушать рост

Окружность головы

Повышенное внутричерепное давление до слияния швов может ускорить рост головы

Кожа

Признаки травмы или нейрокожного заболевания

Кровяное давление

Гипертензия

Неврологическое обследование

Признаки повышенного внутричерепного давления

Черепные шумы

Могут отражать внутричерепные артериовенозные аномалии

Обследование

Всем детям требуется полное физикальное обследование, включающее измерение параметров роста, окружности головы и кровяного давления (таблица 2). Следует осмотреть зубы и поискать признаки синусита. У пациентов с артериовенозным пороком могут отмечаться головные боли и асимметричный черепной шум, напоминающий шум механизмов. Важно понимать, что черепные шумы слышны приблизительно у 50% здоровых 5-летних детей и у 10% здоровых 10-летних. Асимметрия шума или устранение путем сдавления ипсилатеральной сонной артерии предполагает органическую основу.

Следует оценить умственное развитие и эмоциональный статус ребенка, особенно общий аффект, отношение ребенка и семьи к симптомам и взаимодействие между членами семьи. Тщательное обследование глазного дна проводится с целью выявления признаков отека диска зрительного нерва. Наличие ретинальной венозной пульсации служит доказательством нормального внутричерепного давления. Однако, ретинальную венозную пульсацию бывает трудно распознать приблизительно у 10% здорового населения. Следует измерить остроту зрения. Существенным является тщательное неврологическое обследование.

Обследование

Большинству пациентов с хроническими или рецидивирующими головными болями никакого дальнейшего обследования не требуется. В исследовании, проведенном в крупном центре третичного уровня ни у одного из пациентов с нормальными результатами неврологического осмотра, не было выявлено опухоли мозга при нейровизуализационном исследовании. Если анамнез является типичным для мигрени, мигрень имеется в семейном анамнезе и результаты неврологического осмотра в норме, нейровизуализационные методы исследования не нужны.

Если дифференциальный диагноз включает повышенное внутричерепное давление или внутричерепную патологию, следует без промедления провести компьютерную сканограмму (КТ) головы. Такая сканограмма обычно выявляет почти все структурные причины головной боли. Магниторезонансная томография (МРТ) иногда может требоваться, чтобы диагностировать малозаметные сосудистые аномалии или патологию гипоталамопитуитарной области. Снимок пазух поможет подтвердить клиническое подозрение на синусит.

Люмбальная пункция может быть полезна при оценке хронических головных болей, если рассматривается псевдотуморозный процесс головного мозга. Однако, люмбальная пункция может привести к вклинению мозговых структур у пациентов с обструктивной гидроцефалией, внутричерепным обьемным образованием или отеком мозга. Следовательно, у любого пациента, который страдает головной болью и требует люмбальной пункции следует провести нейровизуализационное исследование перед данной процедурой.

КЛИНИЧЕСКИЕ ТИПЫ ГОЛОВНОЙ БОЛИ

Мигрень

Мигрень- наиболее распространенная причина периодических головных болей у детей. Диганостика у детей основана на общей интерпретации клинических симптомов. Критерии Международного Общества по изучению головных болей (the International Headache Society) хотя и полезны для исследовательских целей, менее целесообразны у детей; в данной возрастной группе лучше использовать более прагматичные критерии Prensky. (таблица 3).

Может отмечаться предшествующая аура,которая обычно включает визуальные явления. Ребенок более старшего возраста обычно описывает унилатеральную или билатеральную рецидивирующую пульсирующую головную боль, часто сопровождающуюся тошнотой или рвотой. Ребенок часто выглядит бледным, или же у него отмечаются "темные круги под глазами". В анамнезе обычно имеется фотофобия или фонофобия. Характерным является исчезновение головной боли после сна или при применении простых анальгузирующих препаратов в адекватных дозах.

Обычно труднее диагностировать мигрень у ребенка более младшего возраста, способность которого описывать необычные ощущения боли и сопутствующей ауры ограничены. Важно прямо спросить маленького ребенка о данных симптомах. Унилатеральная головная боль менее распространена у маленьких детей, и длительность головной боли обычно короче.

До 80% детей с мигренью имеют мигрень в семейном анамнезе. Также в семейном анамнезе обычно отмечается тошнота во время поездок в транспорте. Могие родители не сознают, что головные боли у них вызваны мигренью, и полезно попросить родителей описать их собственные головные боли. Наконец, мигренозные пароксизмы, имевшие место у родителей в подростковом или молодом зрелом возрасте, возможно уже сошли на нет к тому времени, когда врач беседует с родителем; таким образом, отсутствие головной боли в текущем анамнезе может ввести в заблуждение.

Эпизоды мигрени могут быть триггированы разнообразными факторами, включая стресс, отсутствие сна, возбуждение, менструацию или реже определенными продуктами ( таблица 4). Использование пищевого дневника может помочь выделить тех редких детей, у которых определенные продукты питания действуют как тригерры мигрени. Мы просим родителей или ребенка делать запись о любых продуктах, которые сьедены за 12 часов до приступа.

У предрасположенных детей эпизоды мигрени также могут быть вызваны незначительными травмами головы. На практике стресс является наиболее существенным провоцирующим фактором.Мигрень может быть классифицирована как мигрень с аурой, мигрень без ауры, осложненная мигрень или эквиваленты мигрени.

Мигрень с аурой

Классическая мигрень характеризуется возникновением ауры до начала головной боли, продолжительностью 5-20 минут. Головная боль может возникать немедленно или после интервала длительностью вплоть до 60 минут. Иногда аура может быть единственным проявлением приступа. Аура обычно визуальная и может проявляться как фотопсия (вспышки света), “фортификационный спектр” (зигзагообразный край слепого пятна), черные точки, цветные огоньки, скотома (дефекты поля зрения) или изредка искажением размера (микропсия/ макропсия). Маленькие дети могут испытывать стресс в результате этих эффектов, и им может не хватать словарного запаса для описания. Полезным бывает использование карточек с рисунками, иллюстрирующими типичные виды зрительной ауры ("Они выглядят так?").

Мигрень без ауры

Простая мигрень характеризуется возникновением типичной головной боли при отсутствии ауры. В данной ситуации характер головной боли и наличие мигрени в семейном анамнезе являются ключом к уверенной диагностике. Критерии Prensky (таблица 3) очень помогают в диагностике.

Таблица 3.

Мигрень в детском возрасте: Диагностические критерии Prensky

Эпизоды, характеризующиеся по-меньшей мере тремя критериями из нижеперечисленных:

Гемикраниальная боль

Стучащий или пульсирующий характер боли

Сопутствущая  абдоминальная  боль, тошнота или рвота

Полное исчезновение головной боли после отдыха

Визуальная, сенсорная  или моторная аура

Мигрень в семейном анамнезе у родственнков первого порядка


Осложненная мигрень

Мигрень, связанная с преходящими фокальными неврологическими нарушениями, классифицируется как осложненная. Наиболее распространенные неврологические проявления включают гемипарез, гемианестезию, дефициты поля зрения и параличи черепных нервов ( обычно глазодвигательного). Мигрень - самая распространенная причина паралича третьего черепного нерва у детей. "Базилярная" мигрень характеризуется симптомами, которые можно отнести к нарушениям циркуляции в Виллизиевом круге - головокружение, атаксия, шум в ушах и нарушения зрения - и наблюдается чаще у подростков и молодых взрослых женщин.

У пациента может установиться конкретная картина осложненной мигрени с характерным неврологическим дефицитом, и данная картина может быть свойственна нескольким членам семьи. После того как клиническая картина установилась, лечение - симптоматическое, и никакого дальнейшего обследовния при типичном эпизоде мигрени не требуется. Однако, клиническое обследование при первом эпизоде должно включать КТ или МР сканограмму головы.

Эквиваленты мигрени

Ряд эпизодических явлений детского возраста, которые как полагают, имеют мигренозную этилогию, обычно не связаны с головной болью.
Спутанность сознания и возбуждение, которые могут возникать через 15 минут после незначительной травмы головы, может сопровождаться выраженной экспрессивной или рецептивной афазией, при этом данные о головной боли бывает трудно получить.

Доброкачественное пароксизмальное головокружение отмечается у детей дошкольного возраста и характеризуется короткими внезапно начинающимися эпизодами неустойчивости. Ребенок выглядит испуганным, и если глаза открыты, могут отмечаться быстрые движения глаз. Ребенок может указать, что имеется ощущение головокружения. Потери сознания не происходит.

Синдром Алисы в стране чудес характеризуется зрительными или слуховыми иллюзиями. Льюис Кэролл страдал мигренью, и было сделано предположение, что на роман "Алиса в стране чудес" его вдохновил эквивалентом мигрени.

Связь между циклической рвотой, "абдоминальной мигренью" (эпизодическая абдоминальная боль или рвота без выраженной головной боли, сочетающаяся с бледностью и наличием мигрени в семейном анамнезе) и мигренью является спорной. Однако, 20% детей испытывали как головную, так и абдоминальную боль в различные периоды времени к 10-лентнему возрасту.

Кластерные головные боли

Кластерные головные боли редко встречаются у детей в возрасте моложе 10 лет, но они могут проявляться в подростковом возрасте (90% лиц страдающих головными болями данного типа - мужского пола). Они характеризуются пучками рецидивирующей, крайне сильной, непульсирующей, глубокой боли в глазу и вокруг него (обычно всегда один и тот же глаз), которая распространяется по лицу на пораженной стороне. Характерным является сопутствующее покраснение лица. Глаз обычно становится отекшим и слезится.

Головные боли, связанные со стрессом

Головная боль по типу напряжения - обычно диффузная, симметричная, и ее часто описывают как ощущение подобное обручу вокруг головы. Головная боль обычно отмечается большую часть времени, но могут быть бессимптомные периоды. Хотя обычно отмечается постоянная боль, может наблюдаться частично пульсирующий характер боли. Головные боли, связанные со стрессом, более распространены у девочек более старшего возраста. Может быть трудным проведение различия между головной болью, вызванной мышечным напряжением и мигренью без ауры. Действительно, мигреневые головные боли, которые возникают ежедневно, почти всегда связаны со стрессом.

Усталость - распространенная черта головной боли по типу напряжения, но тошнота и рвота более характерны для мигрени или головной боли, вызванной повышенным внутричерепным давлением. Боль может возникать при пробуждении, хотя лица, страдающие ею, обычно считают, что головная боль сама по себе не будит их. Почти все дети с ежедневными головными болями, у которых органическая причина исключена, имеют лежащие в основе социальные или эмоциональные проблемы. Проблемы с успеваемостью, проблемы в отношениях со сверстниками и стресс, связанный с обстановкой дома - наиболее распространенные причины.

Источник стресса может легко поддаваться выявлению, как, например, усугубление головной боли во время пребывания в школе или улучшение во время каникул и выходных. Однако, психологические стрессы бывает трудно распознавать, и следует направлять таких детей к психологу или консультанту перед использованием профилактических препаратов. Депрессия также может быть факторам, способствующим ежедневным головным болям у некоторых детей и может требовать соответствующего лечения.

Хронические головные боли, вызванные повышенным внутричерепным давлением

Растущий обьемный процесс в полости черепа может вызывать прогрессивно нарастающие головные боли или непосредственно за счет своего роста, или путем вторичной обструкции потока цереброспинальной жидкости. Гидроцефалия с опухолью или без нее - наиболее распространенная причина подобной головной боли. Менее частой причиной является субдуральное кровоизлияние.

Относительно часто встречается псевдотуморозный процесс.
Для головной боли, вызванной повышением внутричерепного давления, характерно усугубление ночью или сразу же после пробуждения. Когда головные боли возникают ночью, важно провести различие между болями, которые пробуждают ребенка ото сна и болями, которые отмечаются после того, как ребенок проснулся.

Головные боли, вызванные повышенным внутричерепным давлением, обычно усиливаются когда пациент лежит, и во время действий, повышающих давление венозной крови, таких как наклоны, кашель, чихание или напряжение при дефекации. В этот период может также отмечться временное затемнение зрения. Головная боль может сопровождаться рвотой, которая дает временное облегчение.

Важно тщательно обследовать глазное дно на предмет отека диска зрительного нерва и выявить фокальные неврологические нарушения у всех детей с головными болями. Головная боль, однако, может быть единственным симптомом повышенного внутричерепного давления. Аускультация может выявить шумы, вызванные артериовенозными пороками. Когда заподозрена внутричерепная гипертензия как причина головной боли, ребенка следует обследовать в срочном порядке и провести нейровизуализационное исследование головного мозга.

При псевдотуморозном процессе повышенное внутричерепное давление сопровождается нормальными результатами КТ и МРТ головы. Патофизиологическая основа включает нарушение реабсорбции цереброспинальной жидкости с повышением обьема ликвора или без него. Почти всегда очевиден отек диска зрительного нерва. Может отмечаться увеличение слепого пятна, паралич шестого нерва и иногда слабовыраженная атаксия. Диагноз может быть поставлен путем измерения ликворного давления при люмбальной пункции, но данную процедуру следует проводить только после того, как КТ или МР сканограмма головы показала отсутствие аномалий. Повторные люмбальные пункции могут быть использованы для нормализации давления. В некоторых случаях диуретики, стероиды или хирургическая фенестрация оболочки зрительного нерва могут быть использованы для защиты зрительной функции.

Прочие причины головной боли

Нарушения рефракции - редкая причина головных болей, но остроту зрения следует проверить. Исследование рефракции следует провести, если в анамнезе имеются четкие данные о головной боли, связанной с чтением, которая исчезает во время отдыха. Головная боль может быть как в структуре эпилептического припадка, так и постприпадочным явлением, но обычно бывает ясно, что у пациента были судороги.

ВЕДЕНИЕ И ТЕРАПИЯ

Просвещение родителей и ребенка является чрезвычано важным при ведении головных болей; им следует обьяснить лежащую в основе головных болей причину. Большинство родителей имеют скрытый страх, что головная боль обусловлена опухолью мозга. Один их наиболее важных аспектов клинического ведения состоит в том, чтобы заверить родителей в доброкачественном характере головной боли, когда это уместно. Также полезно обьяснить родителям и ребенку, когда и как следует применять препараты. Подобным образом, содействие ребенку в распознавании ситуаций, которые вызывают или усиливают головную боль, может позволить ему (ей) до некоторой степени справляться с данной проблемой.

Мигренозные головные боли

Ведение острых эпизодов

Сон эффективен для избавления от большинства приступов мигрени. Ребенку следует рекомендовать отдохнуть в затемненной комнате и постараться заснуть. Прометазин (promethazine) для орального приема (1мг/ кг вплоть до 25 мг) часто вызывает сон и как правило эффективен. Хлорпромазин внутримышечно (1 мг/ кг) может быть использован при тяжелых приступах.

Таблица 5. Дозировка препаратов при лечении мигрени

ОСТРЫЕ ЭПИЗОДЫ

Простые анальгетики

Ацетаминофен (Парацетамол)

Первоначальная доза 20 мг/кг  перорально, затем 10-15 мг/кг каждые 4 часа до маскимальной дозы 65 мг/кг в день (максимум 3000 мг/день)

Ибупрофен

(Бруфен, Нурофен)

1-12 лет : 10 мг/кг каждые 4-6 часов

Старше 12 лет: 200 - 400 мг перорально каждые 4 часа, максимальная доза 1200 мг/день

Напроксен

5 мг/кг перорально каждые 12 часов, максимальная доза 750 мг/день

Противорвотные

Прометазин (Пипольфен)

Первоначальая доза 1 мг/кг  перорально (максимум 25 мг); можно повторить в дозировке 0.25  - 1 мг/кг каждые 4-6 часов

Метоклопрамид

(Реглан, Церукал)

0,1-0,2 мг/кг перорально (максимум 10мг)

Хлорпромазин (Аминазин)

1 мг кг внутримышечно при тяжелых приступах

Прочие препараты

Суматриптан

6 мг подкожно

Дегидроэрготамин мезилат

0.5 - 1 мг в/м в течении 3 мин  у детей старше 10 лет. Можно вводить повторно каждые 8 часов. Часто используется в сочетании с метоклопромидом

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ

Амитриптилин

6-12 лет: 10-30 мг/день, дважды в день.

Подростки: 10-50 мг/день, трижды в день.

Ципрогептадин (Перитол)

Младше 6 лет: 0,125 мг/кг, дважды или трижды в день, доза не должна превышать 12 мг/д; 6-14 лет: 4 мг дважды  или трижды в день; доза не должна превышать 16 мг/ день

Пропранолол (Анаприлин, Обзидан)

1-4 мг/кг в день;  начните с низкой дозы и увеличивайте медленно

Рибофлавин

400 мг/день в разовой дозе


Простые анальгетики, такие как ацетаминофен, ибупрофен или напроксен, могут быть эффективны, если они вводятся в адекватной дозировке в начале приступа (таблица 5). Как только приступ мигрени развился, моторика и абсорбция в желудке замедляются, что снижает эффективность перорально вводимых анальгезируюищх средств. Это подчеркивает важность раннего лечения. Метоклопрамид, используемый отдельно или в сочетании с ацетаминофеном или нестероидным противовоспалительным препаратом, также могут быть эффективны. Поскольку мигрень - рецидивирующеесостояние, наркотики и другие вызывающие привыкание препараты не следует использовать для лечения острого приступа.

Суматриптан, селективный 5-HT-агонист, эффективный, хотя и дорогой препарат для лечения мигрени. Сообщалось, что одна подкожно вводимая доза 6 мг эффективна и безопасна у детей школьного возраста. Целесообразность перорального введения суматриптана у детей менее четко установлена. Недавнее рандомизированное клиническое испытание не продемонстрировало какого-либо значительного эффекта по сравнению с плацебо у детей, которые страдали мигренью.

Суматриптан также имеется в виде интраназального спрея, который может быть удачной альтернативой подкожному введению препарата, когда тошнота и рвота препятствуют пероральному приему. Внутривенный дигидроэрготамин мезилат (ДГЭ) часто эффективен, когда используется с метоклопрамидом при лечении труднокупируемой мигренозной головной боли. Метоклорамид можно ввести перорально или внутривенно перед дигидроэрготамином, который вводится в течении 3 минут в дозе 0,5-1 мг. ДГЭ можно повторять каждые 8 часов. Недавно было доказано, что назальный спрей ДГЭ является эффективным.

Профилактика

Мигрень может вызываться разнообразными факторами, включая стресс, определенные продукты питания, отсутствие сна, гормональные изменения во время менструального цикла и определенные препараты, такие как оральные контрацептивы (таблица 4).

Таблица 4. Потенциальные триггеры мигреневых головных болей

Эмоциональный стресс

Изменения  образа жизни

- Пропущенный приема пищи

- Большее или меньшее, чем обычно время сна

Факторы окружающей среды

- Яркий или мигающий свет

- Громкий шум

- Смена погоды

Пища и химические вещества

- Шоколад

- Орехи

- Паста из тертого арахиса

- Пирожки с сосиской, копченое мясо, мясо со специями

- Китайская пища, соевый соус,  monosodium glutamate

- Концентраты из говядины

- Кола и другие содержащие кофеин напитки

- Апельсины, бананы, сливы, ананасы

Препараты

-  Атенолол, гидралазин, резерпин, нифепидин

-  Циметедин, блокаторы Н2 рецепторов

-  Оральные контрацептивы

-  Нитрофурантоин


Важно установить, можно ли управленяя данными факторами влиять на частоту или тяжесть приступов. Стресс - наиболее распространенный провоцирующийх фактор, особенно у ребенка, который испытывает частые головные боли. Наиболее распространенные внешние стресы включают проблемы дома, трудности, связанные с учебой и проблемы в отношениях со сверстниками.

Родители неохотно обсуждают проблемы, возникающие дома и часто не способны оценить воздействия дисгармонии своих отношений на ребенка. Важно обсудить данные проблемы с родителями и ребенком по отдельности.

Разнообразные биоповеденческие методы были изучены при лечении мигрени. Имеются некоторые данные, что биообратная связь, релаксация, когнитивно-поведенческая терапия и гипноз могут иметь ценность для некоторых пациентов, но сообщалось об очень немногочисленных четко разработанных исследованиях у детей.

Профилактическое назначение препаратов следует рассматривать лишь тогда, когда головные боли мешают нормальной жизни ребенка, например, обуславливают значительный пропуск школьных занятий или спортивных мероприятий. Имеется мало четко разработанных исследований профилактического медикаментозного лечения у детей. Следовательно, большинство методов лечения основаны на практике у взрослых или на случайных сообщениях об успехе. Наиболее часто используемые препараты включают пропранолол, амитриптилин, ципрогептадин и блокаторы кальциевых каналов (таблица 5).

Недавно было установлено, что рибофлавин является эффективным в профилактике мигрененвых головных болей, и он может быть более привлекательным для некоторых семей. Препараты вальпроиевой кислоты были эффективны в профилактике мигреневых головных болей у взрослых. Риск серьезной гепатотоксичности и тератогенности и связь с гиперандрогенизмом и поликистозными яичниками ограничивают использование вальпроатов как препаратов первого порядка в профилактике мигрени, особенно у маленьких детей и у женщин.

Кластерные головные боли

Метилзергид, препараты лития и кортикостероиды эффективны в профилактике кластерных головных болей. Метилзергид, агонист серотонина, следует использовать только в течении периода до 6 месяцев из-за риска ретроперитенеального фиброза. Острые приступы можно лечить суматриптаном или путем ингаляции 100% кислорода со скоростью 8-10 л/мин.

Головные боли по типу напряжения

Острую головную боль, вызванную усталостью или стрессом, лучше всего лечить простыми анальгетиками, покоем и устранением стресса. Если характер боли становится хроническим, скорее будут эффективны нефармакологические подходы. Ведение должно быть направлено на выявление предрасполагающих к боли, вызывающих боль и способствующих ее хронизации факторов дома и в школе. Оценка нефармакологических методов лечения головных болей по типу напряжения, включая методики релаксации, например, биообратную связь, массаж и акупунктуру, была ограниченной. Пациенты с головными болями по типу напряжения часто уже получили много различных препаратов, и головная боль, вызванная обратным действием анальгетиков, может осложнить картину. Амитриптилин может помочь некоторым пациентам в начальной дозе 10-25 мг перед отходом ко сну.

ИНДУЦИРОВАННАЯ ПРЕПАРАТАМИ РЕФРАКТОРНАЯ ГОЛОВНАЯ БОЛЬ (ГОЛОВНАЯ БОЛЬ, ВЫЗВАННАЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕМ АНАЛЬГЕЗИРУЮЩИХ СРЕДСТВ)

Головная боль, вызванная анальгетиками, четко установлена у взрослых, особенно у пациентов с мигреневыми головными болями, но ее, вероятно, не всегда разпознают у детей. Эта головная боль - парадоксальное последствие регулярного, частого применения анальгезирующих средств. Важно понимать, что головные боли, вызванные анальгезирующими средствами, возникают не только при применении опиатов; длительное использование эрготамина, НПВС или ацетаминофена также может вызывать данный феномен.

Лечение подразумевает информирование пациента относительно характера проблемы и изменение приема анальгетиков. Пациентов следует побуждать к нечастому использованию большой дозы простых анальгезирующих препаратов. Полезной может быть профилактика мигрени. В тяжелых случаях ребенку может потребоваться госпитализация с целью лечения внутривенным дигидроэрготамином и метоклопрамидом и плановой отмены альгезирующих препаратов.

Источник информации: кафедра педиатрии ФПК Северного медицинского университета


Головные боли у детей

<!-- <span>опубликовано 06.01.2006 (Московское время 10:44)</span> --> <P>Хроническая или рецидивирующая головная боль распространена у детей. Она возникает приблизительно у 40% детей к 7-летнему возрасту и у 75% к возрасту 15 лет. Большинство родителей, которые обращаются за помощью при наличии у ребенка головных болей, хотят удостовериться, что головная боль не вызвана серьезными причинами. <BR><BR><STRONG>ПАТОГЕНЕЗ И ПАТОФИЗИОЛОГИЯ <BR></STRONG><BR>Ощущение головной боли может возникать в следующих структурах: </P> <OL> <LI>внутричерпные и внечерепные артерии, крупные внутричерепные вены или венозные синусы. <LI>черепные и спинальные нервы <LI>базальные мягкие мозговые оболочки. <LI>черепные и шейные мышцы <LI>внечерепные структуры, такие как назальные полости и пазухи, зубы, слизистые оболочки, кожа и подкожная ткань. </LI></OL> <P>Мозг и большая часть мозговых оболочек, покрывающих выпуклую часть мозга и кости черепа, нечувствительны к боли. Боль, возникающая за счет черепной циркуляции и в супратентрориальных структурах, проводится в первую очередь через тройничный нерв и отражается в переднюю часть головы. Боль. возникающая в структурах задней черепной ямки, проводится в основном через первые три цервикальных нерва, отражаясь в затылочную часть головы и в шею, а также в область лба. Языкоглоточный и блуждающий нервы иннервируют часть задней черепной ямки, поэтому боль может иррадиировать в ухо или горло. <BR><BR>Имеется две основных гипотезы, касающиеся патогенеза мигрени. Сосудистая гипотеза предполагает, что вазоконстрикция приводит к ауре или фокальным неврологическим симптомам, а за ней следует болезненное расширение сосудов. Нейрогенная гипотеза предполагает, что афферентные импульсы, поступающие в ствол головного мозга, приводят к медленно распространяющейся депрессии кортикальных нейронов, за которой следует дилатация и воспаление черепной сосудистой сети, иннервированной тройничным нервом. Серотонин (5-гидрокситриптофан) играет сложную роль в данном процессе; агонисты и антагонисты к разнообразным подтипам серотониновых рецепторов проявили свое значение как в устранении симптомов острых приступов, так и в их профилактике. <BR><BR><STRONG>КЛИНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА <BR></STRONG><BR><STRONG>Головная боль </STRONG>- симптом лежащей в основе патологии. Чтобы понять ее причину полезно охарактеризовать головные боли как изолированные острые, рецидивирующие острые, хронические непрогрессирующие или хронические прогрессирующие. <BR><BR><STRONG>Впервые развившаяся острая головная боль <BR><BR></STRONG>При ведении ребенка с впервые развившейся острой головной болью акцент делается на важность рассмотрения головной боли скорее как симптома, чем неврологического нарушения. Хотя головная боль может быть первоначальным проявлением мигрени, важно рассмотреть другие возможные причины. В одном из недавних исследований, наиболее распространенными причинами изолированных головных болей в отделении неотложной помощи были вирусное заболевание, синусит и мигрень. Спонтанное субарахноидальное или интрацеребральное кровоизлияние и остро возникшая гидроцефалия являются редкими причинами, но требуют немедленного оказания помощи. Черепная травма, менингит, синусит и периодонтит также требуют специфического лечения, но они обычно связаны с опредленными клиническими критериями. <BR><BR>Головная боль иногда может быть первоначальным проявлением артериальной гипертензии, поэтому следует измерить кровяное давление. Острое возникновение головной боли у здорового в остальном ребенка вполне может иметь место после незначительной травмы головы. У подростков в анамнезе часто имеется четкая связь между головной болью и спортивной или другой нагрузкой; данные головные боли обычно доброкачественные. <BR><BR><STRONG>Рецидивирующие или хронические головные боли <BR><BR></STRONG><EM>Анамнез <BR><BR></EM>Хроническая или рецидивирующая головная боль – распространенная патология в практике педиатра общего профиля. Характеристика проявлений головной боли является крайне важной для разработки дифференциального диагноза. В таблице 1 дается список вопросов, которые могут прояснить ситуацию. Важно особо спросить о возникновении неврологических симптомов перед головной болью, во время и после нее. Следует собрать общий анамнез, при этом особое внимание следует уделить всем пунктам, вызывающим подозрение на заболевание почек, сердца, синусов или зубов или предшествующую травму головы. Социальный анамнез и сведения об обучении особенно важны, так как это поможет выявить серьезную стрессовую ситуацию. Наконец, необходимо выяснить, как использовались в прошлом анальгезирующие препараты. <BR><BR><STRONG>Таблица 1<BR><BR>ОЦЕНКА ГОЛОВНЫХ БОЛЕЙ ПО АНАМНЕЗУ <BR>ВОПРОСЫ КОММЕНТАРИИ </STRONG></P><STRONG> <P> <TABLE class=MsoNormalTable cellSpacing=0 cellPadding=0 border=1> <TBODY> <TR> <TD vAlign=top width=156> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>ВОПРОСЫ<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" /><o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=312> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>КОММЕНТАРИИ<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=156> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Сколько различных видов<o:p></o:p></FONT></FONT></P> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>головной боли у тебя бывает?<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=312> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Смешанная картина подразумевает мультифакториальную этиологию<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=156> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Каким было течение головной<o:p></o:p></FONT></FONT></P> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>боли?<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=312> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Попытайтесь охарактеризовать как острую, острую рецидивирующую, хроническую непрогрессирующую,<o:p></o:p></FONT></FONT></P> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>хроническую прогрессирующую<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=156> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Можешь ли ты описать типичный эпизод?<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=312> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Предваряет ли эпизод аура?<o:p></o:p></FONT></FONT></P> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>В каком месте болит?<o:p></o:p></FONT></FONT></P> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Какая это боль?<o:p></o:p></FONT></FONT></P> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Сколько продолжаются головные боли?<o:p></o:p></FONT></FONT></P> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Как часто они возникают?<o:p></o:p></FONT></FONT></P> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Насколько<SPAN>  </SPAN>они сильные? Мешают ли они повседневной деятельности?<o:p></o:p></FONT></FONT></P> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Отмечается ли боль в животе, тошнота и/или<SPAN>  </SPAN>рвота?<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=156> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Имеются ли фокальные неврологические симптомы?<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=312> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Примеры: нарушения зрения, парестезии или слабость, возникающие перед головной болью, во время или после нее<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=156> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Выглядит ли ребенок больным?<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=312> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Дети с мигреневыми головными болями выглядят больными во время приступа<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=156> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Что усиливает головную боль?<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=312> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Виды деятельности, повышающие внутри­черепное давление (напр. кашель, наклоны)<o:p></o:p></FONT></FONT></P> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Яркий свет или шум<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=156> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Что помогает снять<o:p></o:p></FONT></FONT></P> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>головную боль? <o:p></o:p></FONT></FONT></P> <P class=MsoNormal><o:p><FONT face=Arial size=2> </FONT></o:p></P></TD> <TD vAlign=top width=312> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Сон часто устраняет головную боль<o:p></o:p></FONT></FONT></P> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Темная, тихая комната? Тряпочка, смоченная холодной водой, на лбу?<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=156> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>В какое время суток<o:p></o:p></FONT></FONT></P> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>возникает головная боль ?<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=312> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Головные боли, которые будят ребенка,<SPAN>  </SPAN>могут <SPAN> </SPAN>быть вызваны<o:p></o:p></FONT></FONT></P> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>повышенным внутричерепным давлением.<o:p></o:p></FONT></FONT></P> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Боли, возникающие ближе к концу дня, могут быть вызваны<o:p></o:p></FONT></FONT></P> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>низкими уровнями глюкозы крови, провоцирующими мигрень<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=156> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Можете ли вы выявить провоцирующие<o:p></o:p></FONT></FONT></P> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>факторы?<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=312> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Головные боли связаны с учебной неделей или семестром? <o:p></o:p></FONT></FONT></P> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Определенные виды пищи, недостаток сна, стресс, возбуждение, менструальный цикл, напряжение(физическое)?<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=156> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Какие медикаменты и в каких дозировках вы использовали?<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=312> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Был ли препарат подходящим? Была ли доза правильной? Был ли препарат использован правильно?<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=156> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Имеются ли головные боли в семейном анамнезе?<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=312> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Многие родители, страдающие мигренью, приписывают свои головные боли другим причинам (напр., головные боли за счет синусов). Попросите родителей описать свои головные боли. Были ли у них<SPAN>  </SPAN>головные<SPAN>  </SPAN>боли в более молодом возрасте?<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR></TBODY></TABLE></P> <P></STRONG><STRONG>Таблица 2.<BR></STRONG><BR><STRONG>Физикальное и неврологическое обследование ребенка с головными болями </STRONG></P> <P> <TABLE class=MsoNormalTable cellSpacing=0 cellPadding=0 border=1> <TBODY> <TR> <TD vAlign=top width=163> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Характеристика<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=312> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Значение<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=163> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Параметры роста<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=312> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Хроническое заболевание может влиять на линейный рост. <o:p></o:p></FONT></FONT></P> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Гипоталамо-гипофизарная дисфункция может нарушать рост<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=163> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Окружность головы<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=312> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Повышенное внутричерепное давление до слияния швов может ускорить рост головы<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=163> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Кожа<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=312> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Признаки травмы или нейрокожного заболевания<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=163> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Кровяное давление<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=312> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Гипертензия<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=163> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Неврологическое обследование<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=312> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Признаки повышенного внутричерепного давления<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=163> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Черепные шумы<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=312> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Могут отражать внутричерепные артериовенозные аномалии<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR></TBODY></TABLE></P> <P><STRONG>Обследование <BR></STRONG><BR>Всем детям требуется полное физикальное обследование, включающее измерение параметров роста, окружности головы и кровяного давления (таблица 2). Следует осмотреть зубы и поискать признаки синусита. У пациентов с артериовенозным пороком могут отмечаться головные боли и асимметричный черепной шум, напоминающий шум механизмов. Важно понимать, что черепные шумы слышны приблизительно у 50% здоровых 5-летних детей и у 10% здоровых 10-летних. Асимметрия шума или устранение путем сдавления ипсилатеральной сонной артерии предполагает органическую основу. <BR><BR>Следует оценить умственное развитие и эмоциональный статус ребенка, особенно общий аффект, отношение ребенка и семьи к симптомам и взаимодействие между членами семьи. Тщательное обследование глазного дна проводится с целью выявления признаков отека диска зрительного нерва. Наличие ретинальной венозной пульсации служит доказательством нормального внутричерепного давления. Однако, ретинальную венозную пульсацию бывает трудно распознать приблизительно у 10% здорового населения. Следует измерить остроту зрения. Существенным является тщательное неврологическое обследование. <BR><BR><STRONG>Обследование <BR><BR></STRONG>Большинству пациентов с хроническими или рецидивирующими головными болями никакого дальнейшего обследования не требуется. В исследовании, проведенном в крупном центре третичного уровня ни у одного из пациентов с нормальными результатами неврологического осмотра, не было выявлено опухоли мозга при нейровизуализационном исследовании. Если анамнез является типичным для мигрени, мигрень имеется в семейном анамнезе и результаты неврологического осмотра в норме, нейровизуализационные методы исследования не нужны. <BR><BR>Если дифференциальный диагноз включает повышенное внутричерепное давление или внутричерепную патологию, следует без промедления провести компьютерную сканограмму (КТ) головы. Такая сканограмма обычно выявляет почти все структурные причины головной боли. Магниторезонансная томография (МРТ) иногда может требоваться, чтобы диагностировать малозаметные сосудистые аномалии или патологию гипоталамопитуитарной области. Снимок пазух поможет подтвердить клиническое подозрение на синусит.<BR><BR>Люмбальная пункция может быть полезна при оценке хронических головных болей, если рассматривается псевдотуморозный процесс головного мозга. Однако, люмбальная пункция может привести к вклинению мозговых структур у пациентов с обструктивной гидроцефалией, внутричерепным обьемным образованием или отеком мозга. Следовательно, у любого пациента, который страдает головной болью и требует люмбальной пункции следует провести нейровизуализационное исследование перед данной процедурой. <BR><BR><STRONG>КЛИНИЧЕСКИЕ ТИПЫ ГОЛОВНОЙ БОЛИ <BR></STRONG><BR><EM>Мигрень <BR></EM><BR>Мигрень- наиболее распространенная причина периодических головных болей у детей. Диганостика у детей основана на общей интерпретации клинических симптомов. Критерии Международного Общества по изучению головных болей (the International Headache Society) хотя и полезны для исследовательских целей, менее целесообразны у детей; в данной возрастной группе лучше использовать более прагматичные критерии Prensky. (таблица 3). <BR><BR>Может отмечаться предшествующая аура,которая обычно включает визуальные явления. Ребенок более старшего возраста обычно описывает унилатеральную или билатеральную рецидивирующую пульсирующую головную боль, часто сопровождающуюся тошнотой или рвотой. Ребенок часто выглядит бледным, или же у него отмечаются "темные круги под глазами". В анамнезе обычно имеется фотофобия или фонофобия. Характерным является исчезновение головной боли после сна или при применении простых анальгузирующих препаратов в адекватных дозах. <BR><BR>Обычно труднее диагностировать мигрень у ребенка более младшего возраста, способность которого описывать необычные ощущения боли и сопутствующей ауры ограничены. Важно прямо спросить маленького ребенка о данных симптомах. Унилатеральная головная боль менее распространена у маленьких детей, и длительность головной боли обычно короче. <BR><BR>До 80% детей с мигренью имеют мигрень в семейном анамнезе. Также в семейном анамнезе обычно отмечается тошнота во время поездок в транспорте. Могие родители не сознают, что головные боли у них вызваны мигренью, и полезно попросить родителей описать их собственные головные боли. Наконец, мигренозные пароксизмы, имевшие место у родителей в подростковом или молодом зрелом возрасте, возможно уже сошли на нет к тому времени, когда врач беседует с родителем; таким образом, отсутствие головной боли в текущем анамнезе может ввести в заблуждение. <BR><BR>Эпизоды мигрени могут быть триггированы разнообразными факторами, включая стресс, отсутствие сна, возбуждение, менструацию или реже определенными продуктами ( таблица 4). Использование пищевого дневника может помочь выделить тех редких детей, у которых определенные продукты питания действуют как тригерры мигрени. Мы просим родителей или ребенка делать запись о любых продуктах, которые сьедены за 12 часов до приступа.<BR><BR>У предрасположенных детей эпизоды мигрени также могут быть вызваны незначительными травмами головы. На практике стресс является наиболее существенным провоцирующим фактором.Мигрень может быть классифицирована как мигрень с аурой, мигрень без ауры, осложненная мигрень или эквиваленты мигрени. <BR><BR><STRONG>Мигрень с аурой <BR><BR></STRONG>Классическая мигрень характеризуется возникновением ауры до начала головной боли, продолжительностью 5-20 минут. Головная боль может возникать немедленно или после интервала длительностью вплоть до 60 минут. Иногда аура может быть единственным проявлением приступа. Аура обычно визуальная и может проявляться как фотопсия (вспышки света), “фортификационный спектр” (зигзагообразный край слепого пятна), черные точки, цветные огоньки, скотома (дефекты поля зрения) или изредка искажением размера (микропсия/ макропсия). Маленькие дети могут испытывать стресс в результате этих эффектов, и им может не хватать словарного запаса для описания. Полезным бывает использование карточек с рисунками, иллюстрирующими типичные виды зрительной ауры ("Они выглядят так?"). <BR><BR><STRONG>Мигрень без ауры <BR><BR></STRONG>Простая мигрень характеризуется возникновением типичной головной боли при отсутствии ауры. В данной ситуации характер головной боли и наличие мигрени в семейном анамнезе являются ключом к уверенной диагностике. Критерии Prensky (таблица 3) очень помогают в диагностике. <BR><BR></P> <P> <TABLE class=MsoNormalTable cellSpacing=0 cellPadding=0 border=1> <TBODY> <TR> <TD vAlign=top width=487> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Таблица 3. <o:p></o:p></FONT></FONT></P> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Мигрень в детском возрасте: Диагностические критерии Prensky<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=487> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Эпизоды, характеризующиеся по-меньшей мере тремя критериями из нижеперечисленных:<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=487> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Гемикраниальная боль<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=487> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Стучащий или пульсирующий характер боли<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=487> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Сопутствущая<SPAN>  </SPAN>абдоминальная<SPAN>  </SPAN>боль, тошнота или рвота<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=487> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Полное исчезновение головной боли после отдыха<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=487> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Визуальная, сенсорная<SPAN>  </SPAN>или моторная аура<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=487> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Мигрень в семейном анамнезе у родственнков первого порядка <o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR></TBODY></TABLE></P> <P><BR><STRONG>Осложненная мигрень <BR><BR></STRONG>Мигрень, связанная с преходящими фокальными неврологическими нарушениями, классифицируется как осложненная. Наиболее распространенные неврологические проявления включают гемипарез, гемианестезию, дефициты поля зрения и параличи черепных нервов ( обычно глазодвигательного). Мигрень - самая распространенная причина паралича третьего черепного нерва у детей. "Базилярная" мигрень характеризуется симптомами, которые можно отнести к нарушениям циркуляции в Виллизиевом круге - головокружение, атаксия, шум в ушах и нарушения зрения - и наблюдается чаще у подростков и молодых взрослых женщин. <BR><BR>У пациента может установиться конкретная картина осложненной мигрени с характерным неврологическим дефицитом, и данная картина может быть свойственна нескольким членам семьи. После того как клиническая картина установилась, лечение - симптоматическое, и никакого дальнейшего обследовния при типичном эпизоде мигрени не требуется. Однако, клиническое обследование при первом эпизоде должно включать КТ или МР сканограмму головы. <BR><BR><STRONG>Эквиваленты мигрени <BR><BR></STRONG>Ряд эпизодических явлений детского возраста, которые как полагают, имеют мигренозную этилогию, обычно не связаны с головной болью. <BR>Спутанность сознания и возбуждение, которые могут возникать через 15 минут после незначительной травмы головы, может сопровождаться выраженной экспрессивной или рецептивной афазией, при этом данные о головной боли бывает трудно получить.<BR><BR>Доброкачественное пароксизмальное головокружение отмечается у детей дошкольного возраста и характеризуется короткими внезапно начинающимися эпизодами неустойчивости. Ребенок выглядит испуганным, и если глаза открыты, могут отмечаться быстрые движения глаз. Ребенок может указать, что имеется ощущение головокружения. Потери сознания не происходит. <BR><BR>Синдром Алисы в стране чудес характеризуется зрительными или слуховыми иллюзиями. Льюис Кэролл страдал мигренью, и было сделано предположение, что на роман "Алиса в стране чудес" его вдохновил эквивалентом мигрени. <BR><BR>Связь между циклической рвотой, "абдоминальной мигренью" (эпизодическая абдоминальная боль или рвота без выраженной головной боли, сочетающаяся с бледностью и наличием мигрени в семейном анамнезе) и мигренью является спорной. Однако, 20% детей испытывали как головную, так и абдоминальную боль в различные периоды времени к 10-лентнему возрасту. <BR><BR><STRONG>Кластерные головные боли <BR></STRONG><BR>Кластерные головные боли редко встречаются у детей в возрасте моложе 10 лет, но они могут проявляться в подростковом возрасте (90% лиц страдающих головными болями данного типа - мужского пола). Они характеризуются пучками рецидивирующей, крайне сильной, непульсирующей, глубокой боли в глазу и вокруг него (обычно всегда один и тот же глаз), которая распространяется по лицу на пораженной стороне. Характерным является сопутствующее покраснение лица. Глаз обычно становится отекшим и слезится. <BR><BR><STRONG>Головные боли, связанные со стрессом <BR></STRONG><BR>Головная боль по типу напряжения - обычно диффузная, симметричная, и ее часто описывают как ощущение подобное обручу вокруг головы. Головная боль обычно отмечается большую часть времени, но могут быть бессимптомные периоды. Хотя обычно отмечается постоянная боль, может наблюдаться частично пульсирующий характер боли. Головные боли, связанные со стрессом, более распространены у девочек более старшего возраста. Может быть трудным проведение различия между головной болью, вызванной мышечным напряжением и мигренью без ауры. Действительно, мигреневые головные боли, которые возникают ежедневно, почти всегда связаны со стрессом. <BR><BR>Усталость - распространенная черта головной боли по типу напряжения, но тошнота и рвота более характерны для мигрени или головной боли, вызванной повышенным внутричерепным давлением. Боль может возникать при пробуждении, хотя лица, страдающие ею, обычно считают, что головная боль сама по себе не будит их. Почти все дети с ежедневными головными болями, у которых органическая причина исключена, имеют лежащие в основе социальные или эмоциональные проблемы. Проблемы с успеваемостью, проблемы в отношениях со сверстниками и стресс, связанный с обстановкой дома - наиболее распространенные причины. <BR><BR>Источник стресса может легко поддаваться выявлению, как, например, усугубление головной боли во время пребывания в школе или улучшение во время каникул и выходных. Однако, психологические стрессы бывает трудно распознавать, и следует направлять таких детей к психологу или консультанту перед использованием профилактических препаратов. Депрессия также может быть факторам, способствующим ежедневным головным болям у некоторых детей и может требовать соответствующего лечения. <BR><BR><STRONG>Хронические головные боли, вызванные повышенным внутричерепным давлением <BR><BR></STRONG>Растущий обьемный процесс в полости черепа может вызывать прогрессивно нарастающие головные боли или непосредственно за счет своего роста, или путем вторичной обструкции потока цереброспинальной жидкости. Гидроцефалия с опухолью или без нее - наиболее распространенная причина подобной головной боли. Менее частой причиной является субдуральное кровоизлияние.<BR><BR>Относительно часто встречается псевдотуморозный процесс. <BR>Для головной боли, вызванной повышением внутричерепного давления, характерно усугубление ночью или сразу же после пробуждения. Когда головные боли возникают ночью, важно провести различие между болями, которые пробуждают ребенка ото сна и болями, которые отмечаются после того, как ребенок проснулся.<BR><BR>Головные боли, вызванные повышенным внутричерепным давлением, обычно усиливаются когда пациент лежит, и во время действий, повышающих давление венозной крови, таких как наклоны, кашель, чихание или напряжение при дефекации. В этот период может также отмечться временное затемнение зрения. Головная боль может сопровождаться рвотой, которая дает временное облегчение. <BR><BR>Важно тщательно обследовать глазное дно на предмет отека диска зрительного нерва и выявить фокальные неврологические нарушения у всех детей с головными болями. Головная боль, однако, может быть единственным симптомом повышенного внутричерепного давления. Аускультация может выявить шумы, вызванные артериовенозными пороками. Когда заподозрена внутричерепная гипертензия как причина головной боли, ребенка следует обследовать в срочном порядке и провести нейровизуализационное исследование головного мозга. <BR><BR>При псевдотуморозном процессе повышенное внутричерепное давление сопровождается нормальными результатами КТ и МРТ головы. Патофизиологическая основа включает нарушение реабсорбции цереброспинальной жидкости с повышением обьема ликвора или без него. Почти всегда очевиден отек диска зрительного нерва. Может отмечаться увеличение слепого пятна, паралич шестого нерва и иногда слабовыраженная атаксия. Диагноз может быть поставлен путем измерения ликворного давления при люмбальной пункции, но данную процедуру следует проводить только после того, как КТ или МР сканограмма головы показала отсутствие аномалий. Повторные люмбальные пункции могут быть использованы для нормализации давления. В некоторых случаях диуретики, стероиды или хирургическая фенестрация оболочки зрительного нерва могут быть использованы для защиты зрительной функции. <BR><BR><STRONG>Прочие причины головной боли <BR></STRONG><BR>Нарушения рефракции - редкая причина головных болей, но остроту зрения следует проверить. Исследование рефракции следует провести, если в анамнезе имеются четкие данные о головной боли, связанной с чтением, которая исчезает во время отдыха. Головная боль может быть как в структуре эпилептического припадка, так и постприпадочным явлением, но обычно бывает ясно, что у пациента были судороги. <BR><BR><STRONG>ВЕДЕНИЕ И ТЕРАПИЯ <BR><BR></STRONG>Просвещение родителей и ребенка является чрезвычано важным при ведении головных болей; им следует обьяснить лежащую в основе головных болей причину. Большинство родителей имеют скрытый страх, что головная боль обусловлена опухолью мозга. Один их наиболее важных аспектов клинического ведения состоит в том, чтобы заверить родителей в доброкачественном характере головной боли, когда это уместно. Также полезно обьяснить родителям и ребенку, когда и как следует применять препараты. Подобным образом, содействие ребенку в распознавании ситуаций, которые вызывают или усиливают головную боль, может позволить ему (ей) до некоторой степени справляться с данной проблемой. <BR><BR><STRONG>Мигренозные головные боли </STRONG><BR><BR><EM>Ведение острых эпизодов <BR></EM><BR>Сон эффективен для избавления от большинства приступов мигрени. Ребенку следует рекомендовать отдохнуть в затемненной комнате и постараться заснуть. Прометазин (promethazine) для орального приема (1мг/ кг вплоть до 25 мг) часто вызывает сон и как правило эффективен. Хлорпромазин внутримышечно (1 мг/ кг) может быть использован при тяжелых приступах. <BR><BR></P> <P> <TABLE class=MsoNormalTable cellSpacing=0 cellPadding=0 border=1> <TBODY> <TR> <TD vAlign=top width=504 colSpan=2> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Таблица 5. Дозировка препаратов при лечении мигрени <o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=504 colSpan=2> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>ОСТРЫЕ ЭПИЗОДЫ<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=504 colSpan=2> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Простые анальгетики<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=161> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Ацетаминофен (Парацетамол)<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=343> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Первоначальная доза 20 мг/кг<SPAN>  </SPAN>перорально, затем 10-15 мг/кг каждые 4 часа до маскимальной дозы 65 мг/кг в день (максимум 3000 мг/день) <o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=161> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Ибупрофен <o:p></o:p></FONT></FONT></P> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>(Бруфен, Нурофен)<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=343> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>1-12 лет : 10 мг/кг каждые 4-6 часов<o:p></o:p></FONT></FONT></P> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Старше 12 лет: 200 - 400 мг перорально каждые 4 часа, максимальная доза 1200 мг/день<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=161> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Напроксен<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=343> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>5 мг/кг перорально каждые 12 часов, максимальная доза 750 мг/день <o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=504 colSpan=2> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Противорвотные<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=161> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Прометазин (Пипольфен)<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=343> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Первоначальая доза 1 мг/кг<SPAN>  </SPAN>перорально (максимум 25 мг); можно повторить в дозировке 0.25<SPAN>  </SPAN>- 1 мг/кг каждые 4-6 часов<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=161> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Метоклопрамид<o:p></o:p></FONT></FONT></P> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>(Реглан, Церукал)<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=343> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>0,1-0,2 мг/кг перорально (максимум 10мг)<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=161> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Хлорпромазин (Аминазин)<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=343> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>1 мг кг внутримышечно при тяжелых приступах <o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=504 colSpan=2> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Прочие препараты<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=161> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Суматриптан<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=343> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>6 мг подкожно<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=161> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Дегидроэрготамин мезилат<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=343> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>0.5 - 1 мг в/м в течении 3 мин<SPAN>  </SPAN>у детей старше 10 лет. Можно вводить повторно каждые 8 часов. Часто используется в сочетании с метоклопромидом <o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=504 colSpan=2> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=161> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Амитриптилин<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=343> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>6-12 лет: 10-30 мг/день, дважды в день.<o:p></o:p></FONT></FONT></P> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Подростки: 10-50 мг/день, трижды в день.<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=161> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Ципрогептадин (Перитол)<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=343> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Младше 6 лет: 0,125 мг/кг, дважды или трижды в день, доза не должна превышать 12 мг/д; 6-14 лет: 4 мг дважды<SPAN>  </SPAN>или трижды в день; доза не должна превышать 16 мг/ день<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=161> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Пропранолол (Анаприлин, Обзидан)<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=343> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>1-4 мг/кг в день;<SPAN>  </SPAN>начните с низкой дозы и увеличивайте медленно<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=161> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Рибофлавин<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD> <TD vAlign=top width=343> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>400 мг/день в разовой дозе <o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR></TBODY></TABLE></P> <P><BR>Простые анальгетики, такие как ацетаминофен, ибупрофен или напроксен, могут быть эффективны, если они вводятся в адекватной дозировке в начале приступа (таблица 5). Как только приступ мигрени развился, моторика и абсорбция в желудке замедляются, что снижает эффективность перорально вводимых анальгезируюищх средств. Это подчеркивает важность раннего лечения. Метоклопрамид, используемый отдельно или в сочетании с ацетаминофеном или нестероидным противовоспалительным препаратом, также могут быть эффективны. Поскольку мигрень - рецидивирующеесостояние, наркотики и другие вызывающие привыкание препараты не следует использовать для лечения острого приступа. <BR><BR>Суматриптан, селективный 5-HT-агонист, эффективный, хотя и дорогой препарат для лечения мигрени. Сообщалось, что одна подкожно вводимая доза 6 мг эффективна и безопасна у детей школьного возраста. Целесообразность перорального введения суматриптана у детей менее четко установлена. Недавнее рандомизированное клиническое испытание не продемонстрировало какого-либо значительного эффекта по сравнению с плацебо у детей, которые страдали мигренью. <BR><BR>Суматриптан также имеется в виде интраназального спрея, который может быть удачной альтернативой подкожному введению препарата, когда тошнота и рвота препятствуют пероральному приему. Внутривенный дигидроэрготамин мезилат (ДГЭ) часто эффективен, когда используется с метоклопрамидом при лечении труднокупируемой мигренозной головной боли. Метоклорамид можно ввести перорально или внутривенно перед дигидроэрготамином, который вводится в течении 3 минут в дозе 0,5-1 мг. ДГЭ можно повторять каждые 8 часов. Недавно было доказано, что назальный спрей ДГЭ является эффективным. <BR><BR><STRONG>Профилактика <BR><BR></STRONG>Мигрень может вызываться разнообразными факторами, включая стресс, определенные продукты питания, отсутствие сна, гормональные изменения во время менструального цикла и определенные препараты, такие как оральные контрацептивы (таблица 4). </P> <P> <TABLE class=MsoNormalTable cellSpacing=0 cellPadding=0 border=1> <TBODY> <TR> <TD vAlign=top width=475> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Таблица 4. Потенциальные триггеры мигреневых головных болей <o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=475> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Эмоциональный стресс<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=475> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Изменения<SPAN>  </SPAN>образа жизни<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=475> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>- Пропущенный приема пищи<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=475> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>- Большее или меньшее, чем обычно время сна<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=475> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Факторы окружающей среды<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=475> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>- Яркий или мигающий свет<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=475> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>- Громкий шум<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=475> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>- Смена погоды<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=475> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Пища и химические вещества<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=475> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>- Шоколад<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=475> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>- Орехи<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=475> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>- Паста из тертого арахиса<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=475> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>- Пирожки с сосиской, копченое мясо, мясо со специями<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=475> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>- Китайская пища, соевый соус,<SPAN>  </SPAN>monosodium glutamate<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=475> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>- Концентраты из говядины<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=475> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>- Кола и другие содержащие кофеин напитки<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=475> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>- Апельсины, бананы, сливы, ананасы <o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=475> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>Препараты<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=475> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>-<SPAN>  </SPAN>Атенолол, гидралазин, резерпин, нифепидин<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=475> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>-<SPAN>  </SPAN>Циметедин, блокаторы Н2 рецепторов<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=475> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>-<SPAN>  </SPAN>Оральные контрацептивы<o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR> <TR> <TD vAlign=top width=475> <P class=MsoNormal><FONT size=2><FONT face=Arial>-<SPAN>  </SPAN>Нитрофурантоин <o:p></o:p></FONT></FONT></P></TD></TR></TBODY></TABLE></P> <P><BR>Важно установить, можно ли управленяя данными факторами влиять на частоту или тяжесть приступов. Стресс - наиболее распространенный провоцирующийх фактор, особенно у ребенка, который испытывает частые головные боли. Наиболее распространенные внешние стресы включают проблемы дома, трудности, связанные с учебой и проблемы в отношениях со сверстниками. <BR><BR>Родители неохотно обсуждают проблемы, возникающие дома и часто не способны оценить воздействия дисгармонии своих отношений на ребенка. Важно обсудить данные проблемы с родителями и ребенком по отдельности. <BR><BR>Разнообразные биоповеденческие методы были изучены при лечении мигрени. Имеются некоторые данные, что биообратная связь, релаксация, когнитивно-поведенческая терапия и гипноз могут иметь ценность для некоторых пациентов, но сообщалось об очень немногочисленных четко разработанных исследованиях у детей.<BR><BR>Профилактическое назначение препаратов следует рассматривать лишь тогда, когда головные боли мешают нормальной жизни ребенка, например, обуславливают значительный пропуск школьных занятий или спортивных мероприятий. Имеется мало четко разработанных исследований профилактического медикаментозного лечения у детей. Следовательно, большинство методов лечения основаны на практике у взрослых или на случайных сообщениях об успехе. Наиболее часто используемые препараты включают пропранолол, амитриптилин, ципрогептадин и блокаторы кальциевых каналов (таблица 5). <BR><BR>Недавно было установлено, что рибофлавин является эффективным в профилактике мигрененвых головных болей, и он может быть более привлекательным для некоторых семей. Препараты вальпроиевой кислоты были эффективны в профилактике мигреневых головных болей у взрослых. Риск серьезной гепатотоксичности и тератогенности и связь с гиперандрогенизмом и поликистозными яичниками ограничивают использование вальпроатов как препаратов первого порядка в профилактике мигрени, особенно у маленьких детей и у женщин. <BR><BR><STRONG>Кластерные головные боли <BR><BR></STRONG>Метилзергид, препараты лития и кортикостероиды эффективны в профилактике кластерных головных болей. Метилзергид, агонист серотонина, следует использовать только в течении периода до 6 месяцев из-за риска ретроперитенеального фиброза. Острые приступы можно лечить суматриптаном или путем ингаляции 100% кислорода со скоростью 8-10 л/мин. <BR><BR><STRONG>Головные боли по типу напряжения <BR><BR></STRONG>Острую головную боль, вызванную усталостью или стрессом, лучше всего лечить простыми анальгетиками, покоем и устранением стресса. Если характер боли становится хроническим, скорее будут эффективны нефармакологические подходы. Ведение должно быть направлено на выявление предрасполагающих к боли, вызывающих боль и способствующих ее хронизации факторов дома и в школе. Оценка нефармакологических методов лечения головных болей по типу напряжения, включая методики релаксации, например, биообратную связь, массаж и акупунктуру, была ограниченной. Пациенты с головными болями по типу напряжения часто уже получили много различных препаратов, и головная боль, вызванная обратным действием анальгетиков, может осложнить картину. Амитриптилин может помочь некоторым пациентам в начальной дозе 10-25 мг перед отходом ко сну. <BR><BR><STRONG>ИНДУЦИРОВАННАЯ ПРЕПАРАТАМИ РЕФРАКТОРНАЯ ГОЛОВНАЯ БОЛЬ (ГОЛОВНАЯ БОЛЬ, ВЫЗВАННАЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕМ АНАЛЬГЕЗИРУЮЩИХ СРЕДСТВ) <BR></STRONG><BR>Головная боль, вызванная анальгетиками, четко установлена у взрослых, особенно у пациентов с мигреневыми головными болями, но ее, вероятно, не всегда разпознают у детей. Эта головная боль - парадоксальное последствие регулярного, частого применения анальгезирующих средств. Важно понимать, что головные боли, вызванные анальгезирующими средствами, возникают не только при применении опиатов; длительное использование эрготамина, НПВС или ацетаминофена также может вызывать данный феномен. <BR><BR>Лечение подразумевает информирование пациента относительно характера проблемы и изменение приема анальгетиков. Пациентов следует побуждать к нечастому использованию большой дозы простых анальгезирующих препаратов. Полезной может быть профилактика мигрени. В тяжелых случаях ребенку может потребоваться госпитализация с целью лечения внутривенным дигидроэрготамином и метоклопрамидом и плановой отмены альгезирующих препаратов. </P><NOINDEX> <P><EM>Источник информации: кафедра педиатрии ФПК Северного медицинского университета</EM></P></NOINDEX>

04/12/2020 02:35:32 pm

Мед-Аппарат
Мед-Аппарат медицинские аппараты и физиотерапия. Доска объявлений медтехники.
Россия

Мед-Аппарат медицинские аппараты и физиотерапия. Доска объявлений медтехники.

Возврат к списку


Материалы по теме: